Официально правильно писать «Левенцовка». Но с исторической точки зрения такое написание является неверным. Кому интересно, почему так, читаем длинную занимательную статью
Источник — http://rslovar.com/
Казак Ливенцев дал имя современной Левенцовке.
Имя Левенцовка уже стало привычным для слуха ростовчан, хотя решение о строительстве большого жилого массива с таким названием было принято относительно недавно. Будущая Левенцовка - это девятый район Ростова, миллион квадратных метров жилья, возведенных только в ближайшие годы. Это школы, стадионы, магазины, больницы - вся инфраструктура, необходимая для комфортного проживания. Но знаете ли вы, что в современное название микрорайона уже заложена историческая ошибка? Оно должно писаться через букву И, но не Е, как сейчас.
Откуда собственно взялось само название Ливенцовка? Сейчас так именуется небольшой поселок в Советском районе, стоящий в стороне от новых жилых массивов. Он вырос из старинного казачьего хутора, основателем которого был казак Андрей Ливенцев. Я интересовался у нескольких историков и краеведов, кто такой Ливенцев. Мне отвечали, что это возможно офицер елизаветинских или екатерининских времен, сыгравший определенную роль в освоении этих земель. Но данных о нем не сохранилось…
И тут мне действительно посчастливилось повстречать ростовчанина, который не просто знает о судьбе человека, чьим именем назван Ливенцовский район, но и является его прямым потомком. Сергей Олегович Шляхтин - правнук донского казака Андрея Петровича Ливенцева (с ударением на первом слоге), жителя хутора Семерников станицы Гниловской…
Хутор Семерников - на высоком берегу Мертвого Донца… Отсюда прекрасный вид на кажущееся бескрайним Задонье. Колышутся на ветру заросли камыша, над самой кромкой воздушно шуршит шелковая осока, как солдатики выглядывают из-за нее верхушки аккуратного коричневого чакана. Донскую воду то вниз то вверх гоняет ветер - то легкий и ленивый , то свирепый и свинцовый"…
Любой донской казак по-настоящему влюблен в свой край, и эти поэтические, почти шолоховские строки Сергей Шляхтин посвятил своему родному хутору. Где родился и вырос, где с незапамятных времен живут его предки. Сергей Шляхтин - знаток истории хутора Семерников, и то, что знает он, не прочтешь ни в какой справочной литературе.
Хутор Семерников станицы Гниловской был основан еще в 1747 году, за два года до основания Темерницкой таможни и крепости Димитрия Ростовского. Казачий сотник Семерников первым построил себе дом за окраиной станицы, на берегу Мертвого Донца. Позже прядом с ним стали селиться и другие казаки. Одними из первых, еще в XVIII веке, здесь поселились родовые казаки Рытиковы, Евстратовы, Марковы, Гарбузлаевы, Черевковы, Колесниковы, Скориковы, Ливенцевы, Семилетовы. Их потомки живут в Ливенцовке до сих пор. Кстати, поселок сохранил около 60 процентов казачьего населения. Хутора станицы Гниловской протянулись по Мертвому Донцу до самой Недвиговки. После Семерникова шли хутора Беляев (ныне Калинин), Мокрый Чалтырь, Сафьянов, Мартынов.
Казак Андрей Петрович Ливенцев, о котором идет речь, родился примерно в 1860 году. Успел поучаствовать в войне с турками, причем привез из похода значительную сумму денег. Злые языки поговаривали, что он служил на границе и тайком пропускал контрабанду: табуны валахских лошадей, которые были в ту пору товаром стратегическим. Правда это или нет, уже не узнать никогда, но казак Ливенцев одним из первых среди хуторян возвел себе кирпичный дом, крытый жестью. Он выгодно отличался от других казачьих жилищ, сделанных из глиняного самана, с камышовыми крышами. Даже доски на них были сколочены можжевеловыми гвоздями. Кирпичный дом, построенный Андреем Ливенцевым, стоит и по сей день.
В 1902 году протянули железнодорожную ветку Ростов-Таганрог. Андрей Петрович Ливенцев поехал в ростовское отделение Владикавказской железной дороги, просить от имени всех хуторян, чтобы пригородные поезда останавливались возле хутора Семерников.
— Будет вам остановочная площадка, — пообещали в отделении. — Но только если построите станцию.
За строительство станции взялся Ливенцев. Строил здание практически в одиночку. На своих волах возил бутовый камень для фундамента. А добывал этот камень на старинном городище Ливенцовской крепости. Тогда казак не знал, что разбирает стены старинной крепости, ровесницы Трои, которую его потомки объявят археологическим памятником федерального значения. На каменном фундаменте Ливенцев построил деревянное здание станции. Когда отправился докладывать об этом в отделение Владикавказской железной дороги, там долго не думали, как назвать новую станцию. Она получила имя Ливенцовской (с ударением на третьем слоге, так легче на великорусский лад было произносить казачью фамилию). Андрей Петрович выговорил должность кассира на этой станции для своей дочери Анны. Это была единственная выгода с большого дела, которое он сделал для всего хутора.
Поезда стали останавливаться в Семерникове. А хутор все чаще стали называть по имени станции: Ливенцовка. Тем более, что разросшийся Семерников фактически разделился на две части: Первомайку и Ливенцовку. У Ливенцовки тоже появился "придаток" под народным названием Собачеевка. А после войны за Ливенцовкой вырос еще один хутор под названием Каратаев, названный именем подростка, погибшего в годы немецкой оккупации Ростова. Кстати, сегодняшняя станция Ливенцовская — это саманное строение, построенное в годы советской власти. А стоит оно на том самом фундаменте из бутового камня, который закладывал еще Андрей Петрович Ливенцев.
Андрей Петрович Ливенцев пережил революцию и расказачивание. Но в начале 20-х годов соседи донесли в ЧК, что он прячет в сарае казачью форму с царскими орденами и медалями. Это считалось тогда тяжким преступлением. 80-летнего старика не поставили к стенке исключительно по причине его возраста. Но на глазах Ливенцева разорвали его казачью форму, затоптали в грязь боевые награды. Этого сердце старика не выдержало. Андрей Петрович не прожил и нескольких дней после такой экзекуции.
А имя Ливенцева теперь оказалось запечатлено на карте Ростова. Оно самопроизвольно вытеснило название Семерников, которым пользуются только местные жители. Более того, имя Ливенцовка стало названием всей округи, где теперь строится новый микрорайон Ростова.
В доме, который построил Андрей Петрович Ливенцев, на крутом берегу Мертвого Донца, откуда хорошо видать просторы Задонья с зарослями осоки и камыша, живет внучка казака Алла Васильевна Шляхтина (урожденная Ливенцева). Это мама Сергея Шляхтина, правнука казака Андрея Ливенцева. К сожалению, ни одного портрета Андрея Петровича в семье не сохранилось. Есть только фотография его сына, Сергея Андреевича Ливенцева, времен Первой Мировой войны. Говорят, что он был очень похож на отца…
А имя нового района Левенцовка появилось на первых картах застройщика по ошибке, потом вошло в документооборот, и теперь его уже не искоренить. Хотя по сути своей оно неверное.